» Главная страница
» Центр документации
» Результаты исследований
» Семинары и конференции
» Бюллетени НИСЭПИ
» Свежая аналитика
» Архив аналитики
» Свежие данные
» Архив данных
» Статистика
» О НИСЭПИ
НИСЭПИ
Архив аналитики
Архив аналитики
Архив данных
Архив данных
Инфофокус
"Инфофокус"
   Архив аналитики

ЖЕНСКОЕ ЛИЦО БЕЛОРУССКОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Несмотря на то, что, благодаря огромной концентрации государственных ресурсов в процессе подготовки к референдуму, рейтинг президента А. Лукашенко существенно возрос, ожидания альтернативного кандидата по-прежнему широко распространены в белорусском обществе. Так, на вопрос "Считаете ли Вы, что А. Лукашенко в целом достаточно хорошо руководил страной и его следует вновь избрать президентом на следующих выборах, либо кто-то другой должен занять этот пост и получить возможность сделать это лучше него?", 45.2% респондентов ответили "кто-то другой должен занять этот пост", 41.3% – "вновь избрать А. Лукашенко", а остальные затруднились ответить. На другой вопрос "Если бы Вы знали человека, который мог бы успешно конкурировать с А. Лукашенко на следующих президентских выборах, то проголосовали бы за него или за А. Лукашенко?" 41.1% "проголосовали бы за такого кандидата", 32.6% – "за А. Лукашенко", а 26.1% – "пока не знаю, посмотрю по обстоятельствам".

Как и раньше, НИСЭПИ уделяет большое внимание изучению "шансов на альтернативу" в Беларуси, в том числе, и шансам возможных альтернативных кандидатов в президенты. Весной и летом мы публиковали материалы, посвященные потенциальным кандидатам от политических партий и других демократических сил. На этот раз мы исследовали отношение белорусов к потенциальным кандидатам-женщинам. Хотя в целом в постсоветских странах готовность общества к избранию женщины в качестве главы государства значительно ниже, чем во многих других странах, за последние годы здесь появилось немало активных и профессионально подготовленных женщин, завоевывающих политический авторитет. Может ли быть у белорусской альтернативы "женское лицо"?

Беларусь, как выяснилось, не исключение. Как и в случае с мужчинами, в предложенный список были включены наиболее известные фигуры из демократического лагеря, одна фигура из так называемой "системной оппозиции" (парламента), и одна фигура из лагеря власти (табл. 1 и 2).

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос "Представьте, что на выборах президента Беларуси предлагаются кандидатуры А. Лукашенко и ...* За кого из них Вы бы проголосовали?", %
Варианты ответа:

А. Лукашенко

...*

Ни за одного из них

ЗО/НО

Т. Протько, председателя Белорусского Хельсинского комитета

47.2

11.4

28.5

12.9

Л. Грязновой, зам. председателя Объединенной гражданской партии

47.2

9.2

30.3

13.3

И. Красовской, жены исчезнувшего бизнесмена, поддерживавшего оппозицию, руководителя гражданской инициативы "Мы помним"

47.8

9.2

32.1

10.9

Н. Машеровой, бывшего депутата Палаты представителей, дочери бывшего руководителя республики

43.4

15.9

28.3

12.4

Л. Ермошиной, председателя Центральной избирательной комиссии

47.3

4.8

38.5

9.4

* Информация о другом кандидате (вариант ответа в каждом из пяти одинаковых вопросов) приводится в крайнем левом столбце. Таблица читается по горизонтали

Таблица 2. Рейтинги потенциальных кандидатов в президенты, %
Рейтинги

А. Лука-шенко

Т. Проть-ко

Л. Гряз-нова

И. Красов-ская

Н. Маше-рова

Л. Ермо-шина

Открытый*

41.7***

2.7

1.0

1.0

4.5

1.1

В паре с А. Лукашенко

46.6

11.4

9.2

9.2

15.9

4.8

Ожидаемый победитель на выборах 2006**

69.3

0.2

0

0.1

0.3

0

* Ответы на открытый вопрос: "На основании того, что Вы знаете о возможных кандидатах на пост президента Беларуси на следующих выборах, кого на сегодняшний день Вы поддерживаете?"
** Открытый вопрос
*** Средний процент по пяти парам кандидатов

Из анализа данных этих таблиц следует ряд важных выводов. Во-первых, очевидно, что действующий президент по-прежнему остается главным игроком на электоральном поле, причем его рейтинг практически не меняется при любых комбинациях. Во-вторых, он еще главный, но уже не единственный игрок на этом поле. Впрочем, сторонникам альтернативы, в том числе и с "женским лицом", не следует обольщаться. Многие из них (далекие не только от социологии, но и от реальной действительности) просто "складывают" количество потенциальных избирателей разных кандидатов и оперируют совершенно нереальными цифрами.

На самом деле цифры 45.7% (простое сложение рейтингов четырех женщин-кандидатов) не существует в природе. Количество избирателей, готовых голосовать за любую из этих кандидатур, составляет только 2.2%. Однако, если сложить всех избирателей, готовых голосовать или за одну, или за другую кандидатуру, их количество возрастает до 25.9%! Это значит, что "объединенный" электорат четырех женщин-кандидатов значительно превышает электорат каждого из них в отдельности: 25.9% – 15.9% (электорат Н. Машеровой) = 10%. Отсюда следует третий вывод: для реальной конкуренции действующему президенту необходима максимальная консолидация альтернативных кандидатов-женщин и их электоратов. Достижима ли эта цель в принципе?

Как видно из табл. 3, сторонники И. Красовской чаще готовы голосовать за других женщин-кандидатов (в случае выбора между ними и А. Лукашенко), чем сторонники других кандидатов за нее. Это значит, что ее электорат пока что менее устойчив, менее сплочен, чем у других политиков. Самым "открытым" (т.е. готовым голосовать за других демократических кандидатов) является электорат Л. Грязновой, а самым "закрытым" – электорат Н. Машеровой. "Спарринг-партнерами" или самыми близкими, связанными (т.е. готовыми голосовать за любого из этих двух кандидатов) являются электораты Л. Грязновой и И. Красовской (возможно, это объясняется близостью их имиджа политика-правозащитника). Но главное – за исключением электората Н. Машеровой, примерно половина сторонников каждой из этих женщин-политиков готова проголосовать за другого демократического кандидата.

Таблица 3. Общность электоратов демократических кандидатов*, %
Потенциальные кандидаты

Т. Протько

Л. Грязнова

И. Красовская

Н. Машерова

Т. Протько

Х

47.2

44.3

44.8

Л. Грязнова

58.6

Х

55.4

50.6

И. Красовская

54.9

55.2

Х

50.7

Н. Машерова

32.1

29.2

29.4

Х

* Таблица читается по горизонтали

При анализе "женской альтернативы" ключевой вопрос заключается в том, насколько потенциальный электорат демократических кандидатов-женщин отличается от электората в целом и демократического электората, является ли он специфически женским? Если да, то шансов на победу женщины-кандидата в Беларуси еще долго не будет, потому что политическая активность женщин намного уступает активности мужчин. Сравнительный анализ "социально-демографических портретов" этих трех электоратов убедительно показал, что среди тех самых 25.9% избирателей, готовых сегодня голосовать за Т. Протько, Л. Грязнову, И. Красовскую или Н. Машерову, также как и среди тех, кто весной и летом выразили готовность голосовать за демократических кандидатов-мужчин, заметно больше, чем среди избирателей в целом, людей с более высоким образованием, экономически более активных, занятых в негосударственном секторе, жителей больших городов (табл. 4).

Таблица 4. Сравнительный социально-демографический портрет убежденных сторонников и противников президента А. Лукашенко, %
Социально-демографические характеристики

Электорат женщин

Электорат в целом

Пол:
Мужской

45.2

45.6

Женский

54.8

54.4

Возраст:
До 30 лет

27.2

22.3

От 30 до 50 лет

48.4

40.0

50 лет и выше

24.4

37.7

Образование:
Начальное/Неполное среднее

12.6

25.1

Среднее общее

39.0

36.5

Среднее специальное/высшее

48.4

37.6

Социальный статус:
Работники негосударственного сектора

25.0

16.8

Работники государственного сектора

47.6

45.0

Студенты

7.3

5.5

Пенсионеры

13.7

26.6

Безработные/Домохозяйки

5.6

5.3

Место жительства:
Столица

21.0

16.7

Областные центры

25.5

19.0

Село

27.3

30.7

Доходы (тысяч рублей в месяц на члена семьи):
До 130

26.9

31.7

От 130 до 200

46.4

47.9

От 200 до 400

21.6

16.6

Свыше 400

4.1

3.0

Иными словами, электорат потенциальных кандидатов-женщин почти совпадает с демократическим электоратом в целом, "специфически женского" в нем немного. В то же время, потенциальный электорат кандидатов-женщин не совсем совпадает с электоратом кандидатов-мужчин, по некоторым характеристикам он даже ближе к электорату в целом. Отсюда, на наш взгляд, следует и самый важный вывод. Конкурировать на равных с мужчинами в борьбе за пост президента белорусские женщины пока не могут, но реально увеличить электоральный ресурс демократического кандидата-мужчины они, безусловно, способны. Например, если включить в состав команды кандидата известных избирателям женщин. Если и не "женское лицо", то хотя бы "женские черты" белорусской альтернативы сделают ее ближе и привлекательнее для многих избирателей.


Internet: www.iiseps.org
E-mail: iiseps@iiseps.org

назад    вверх