» Главная страница
» Центр документации
» Результаты исследований
» Семинары и конференции
» Бюллетени НИСЭПИ
» Свежая аналитика
» Архив аналитики
» Свежие данные
» Архив данных
» Статистика
» О НИСЭПИ
НИСЭПИ
Архив аналитики
Архив аналитики
Архив данных
Архив данных
Инфофокус
"Инфофокус"
   Архив аналитики

ОПОРЫ ВЛАСТИ

На что опирается власть А. Лукашенко? А на что, в принципе, опирается любая государственная власть? На силу, веру и закон. Исключений не бывает. И в Швейцарии, и в Северной Корее легко обнаружить перечисленные факторы легитимности власти, но вот их вклад в устойчивость конкретного политического режима может отличаться значительно. Чем выше уровень демократии, тем большую роль играет закон. Тоталитарные режимы опираются, в первую очередь, на силу и веру. Отсюда потребность в государственной идеологии или государственной религии. Наглядный пример – Иран. В этом исламском государстве власть находится в руках религиозных фундаменталистов.

Беларусь, по определению самого А. Лукашенко (и в этом с ним согласно большинство независимых политологов), – государство авторитарное, поэтому роль силовых структур в жизни белорусского общества чрезвычайно высока. Один их перечень составляет солидный список: армия, милиция, КГБ, пограничные войска, Служба безопасности президента, Служба охраны президента. А ведь есть еще МЧС и Финансовая полиция. Есть прокуратура и суд. Есть бюрократическая "вертикаль", протянувшая повсюду свои щупальца. Администрация любого государственного предприятия и учреждения – это естественное продолжение все той же "вертикали".

Роль религиозной веры в укреплении личной власти А. Лукашенко незначительна. Причина понятна: по-настоящему религиозных людей в Беларуси не так уж много. Переполненные храмы на Рождество и Пасху не должны вводить в заблуждение. Посещение храмов в дни религиозных праздников – сегодня скорее дань моде, чем показатель истинной веры.

Отдельных слов заслуживает государственная идеология (национальная идея). Идею искали ученые, чиновники и лично глава государства. Искали и в июле 2006 г. "нашли". О находке сообщил обществу первый заместитель главы Администрации президента, академик А. Рубинов в статье "Еще раз об идеологии", опубликованной в "Советской Белоруссии" 28.07. 2006 г. Упомянем только часть составляющих государственной идеологии: "Тут и специальный фонд Президента по поддержке талантливой молодежи, и фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, и учреждение стипендий Президента талантливым молодым ученым… Вот где настоящая идеология! Идеология не на бумаге, а на деле, понятная всем и всеми востребованная".

Вера в А. Лукашенко – это вера в его возможность осуществлять социальные программы. Есть в бюджете деньги, есть вера. Нет – извините! Социологи измеряет такую веру через президентский рейтинг. Сегодня, в условиях высоких мировых цен на нефтепродукты, которые во все больших объемах экспортирует Беларусь, ресурс для подпитки веры у А. Лукашенко есть.

Обратимся к табл. 1, которая подтверждает приведенные выше теоретические рассуждения. Лидерство силовых структур и президентской "вертикали" в качестве опоры власти А. Лукашенко не вызывает у общества сомнения. Не намного отстают и группы населения, получающие в Беларуси наибольший объем социальных дотаций. Те же, кто обеспечивает основной вклад в экономическое и культурное развитие страны, а, следовательно, обеспечивает саму власть материальными ресурсами (директоры крупных предприятий, специалисты, культурная и научная элита, бизнесмены) оказались в конце списка. Такова белорусская модель, созданная А. Лукашенко по своему образу и подобию!

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос "На Ваш взгляд, на кого, прежде всего, опирается президент А. Лукашенко?" (не более трех ответов)

Вариант ответа

%

На военных, МВД, КГБ

48.6

На пенсионеров

41.4

На президентскую "вертикаль"

37.0

На простых людей

34.2

На жителей села

30.0

На государственных чиновников

20.5

На директоров крупных предприятий

13.5

На специалистов

9.9

На культурную и научную элиту

8.3

На бизнесменов

4.5

Данную модель подтверждают и официальные отчеты Министерства труда и социальной защиты. Так, средняя зарплата по стране в июле месяце составила 286 долларов США. Однако у работников судебных и юридических учреждений, получающих заработную плату из бюджета, она оказалась намного выше – 450 долларов. Фундамент должен быть прочным. Это понимает как сам архитектор белорусской модели, так начинает осознавать и общество в целом, что и фиксируют социологи в ходе опросов.

Что касается вклада закона в поддержку власти А. Лукашенко, то тут не все так однозначно. С одной стороны, от мировой тенденции на усиление правового регулирования не отмахнуться. Беларусь – страна с открытой экономикой. Более 60% ВВП экспортируется, а любая международная экономическая сделка – это, прежде всего, правовой документ. Не считаться с этим нельзя. В соответствии с духом времени в Беларуси есть Конституция (основной закон страны), есть двухпалатный законодательный орган (парламент) и многочисленные продукты его жизнедеятельности – законы, многие из которых весьма демократичны.

Однако есть и реальная практика применения законов. Авторитарная власть, в полном соответствии со своей природой, отбирает у граждан права, оставляя им одни обязанности. На себя же любимую она обязанности по соблюдению законов не распространяет. Один лишь пример. Арест активистов "Партнерства" КГБ обосновало ч. 2 ст. 193 УК, усмотрев в деятельности молодых людей посягательства на права граждан в получении достоверной информации. А теперь цитата из выступления А. Лукашенко на третьем Всебелорусском собрании: "Недавно Комитет госбезопасности, Служба безопасности разоблачили 72 организации – целую систему в нашей стране". Со дня столь громкого публичного разоблачения прошло пять месяцев. Где эти организации? Кто из высших должностных лиц государства ответил за нарушение прав граждан получать достоверную информацию? Наивные вопросы. У белоруской власти есть многое, вот только с юридической ответственностью образовался явный дефицит.

Тем не менее, у подобного поведения А. Лукашенко в целом есть социологическое "оправдание": 56.2% белорусов на вопрос "Согласны ли Вы с тем, что сильный лидер может сегодня дать стране больше, чем хорошие законы?" отвечают согласием, несогласных – 35.3%. Такой высокий процент сторонников "сильной руки" коррелирует с уровнем доверия президенту (60.0%). Почему же люди доверяют главе государства? Обратимся к табл. 6, в которой для сравнения приведены ответы россиян относительно В. Путина, полученные российскими социологами Левада-Центра в июле 2006 г.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос "Если Вы доверяете президенту, то почему?", % (возможен только один ответ)

Вариант ответа

А. Лукашенко

В. Путин

Он успешно справляется с проблемами, стоящими перед страной

48.6

16

Надеюсь, он в дальнейшем сможет справиться с проблемами

20.3

36

Нет другого, способного справиться с проблемами страны

25.2

42

Табл. 2 наглядно иллюстрирует разницу в причинах доверия президентам в Беларуси и России. А. Лукашенко – человек (по мнению его сторонников), добившийся реальных результатов. В то время как его российский коллега оказался на вершине популярности в силу безальтернативности, что естественно для страны с глубокими персоналистскими традициями восприятия власти. Следует отметить, что еще пять лет назад В. Путин для россиян был, в первую очередь, президентом надежды (43%), но время все расставило на привычное для лидера с "должностной" харизмой место.

Если бы очередные президентские выборы в Беларуси состоялись завтра, то 54.9% избирателей вновь проголосовали бы за А. Лукашенко. В табл. 3 приведен перечень причин, мотивирующих выбор (в процентах ко всем опрошенным). И здесь на первом месте оказалась способность президента справляться со своими обязанностями. Далее с отрывом в 7.4% – его безальтернативность. Весьма высокий процент ответов "Боюсь, что с другим было бы хуже" (17.9%) свидетельствует о страхе перед возможными переменами. Отсюда стремление сохранить status quo. "Исторически" сторонники А. Лукашенко поляризованы относительно цивилизационного выбора Беларуси. Поэтому столь высоко оценивается вклад президента в пророссийскую и одновременно антизападную политику.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос "Если бы Вы снова проголосовали за А. Лукашенко, то почему?" (не более трех ответов)

Вариант ответа

%

Он справляется со своими обязанностями, и нет смысла его менять

29.8

Нет другого достойного кандидата

22.4

Он заботится о таких людях, как я

20.6

Боюсь, что с другим было бы хуже

17.9

Он выступает за союз с Россией

12.2

Он мне лично нравиться

9.9

Он защищает Беларусь от Запада

8.1

Другое

2.6

Перечень причин (табл. 4), по которым 45.1% избирателей сегодня не поддерживают кандидатуру А. Лукашенко, условно разбивается на две группы. В первую входят те, кто не высказывает претензий к курсу, а адресуют их лично А. Лукашенко: "Он уже показал все, на что способен", "Я устал от него", "Он не выполнил свои обещания", "Он исчерпал свои возможности", "Есть более достойные политики". Вторую группу составляют идейные противники президента: "Его участие в выборах незаконно", "Он ведет Беларусь к пропасти", "Он рассорил нас с Западом", "Он рассорил нас с Россией".

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос "Если бы Вы не проголосовали за А. Лукашенко, то почему?" (не более трех ответов)

Вариант ответа

%

Он уже показал все, на что способен

13.2

Я устал от него

11.8

Его участие в выборах незаконно

11.5

Он ведет Беларусь к пропасти

10.5

Он рассорился с Западом

9.4

Он не выполнил свои обещания

8.8

Он исчерпал свои возможности

7.8

Есть более достойные политики

7.0

При нем я стал жить хуже

5.2

Он рассорился с Россией

1.7

Другое

5.4

Опираясь на силовые структуры и бюрократию, А. Лукашенко одновременно пытается увеличить поддержку со стороны пенсионеров, работников государственных предприятий и учреждений. Благоприятная ценовая конъюнктура на продукты нефтепереработки способствуют осуществлению данной стратегии удержания власти. Но фактор экономического успеха расположен вне пределов Беларуси и президентом не контролируется. При падении цен на нефть, количество белорусов готовых отметить в табл. 8 позицию "Я устал от него" может возрасти лавинообразно, как это уже неоднократно происходила на постсоветском пространстве за последние годы. Помогут ли тогда президенту его силовые структуры и бюрократия? Или – сдадут первыми?...


Internet: www.iiseps.org
E-mail: iiseps@iiseps.org

назад    вверх