» Главная страница
» Центр документации
» Результаты исследований
» Семинары и конференции
» Бюллетени НИСЭПИ
» Свежая аналитика
» Архив аналитики
» Свежие данные
» Архив данных
» Статистика
» О НИСЭПИ
НИСЭПИ
Архив аналитики
Архив аналитики
Архив данных
Архив данных
Инфофокус
"Инфофокус"
   Архив аналитики

БЕЛОРУСЫ В ПОТОКЕ ИНФОРМАЦИИ

XXI век многие называют веком информации. Власти заявляют об “информационной войне” враждебных сил против Беларуси, постоянно усиливают свои информационно-пропагандистские ресурсы и, одновременно, блокируют альтернативные источники, на которые все больше делает ставку оппозиция.

На протяжении почти пятнадцати лет НИСЭПИ постоянно изучает роль массовой информации в жизни белорусов и знакомит с результатами своих исследований широкую публику. На сей раз особое внимание было уделено электронным СМИ.

В процессе интервью задавались вопросы: "Как часто Вы смотрите передачи следующих телеканалов?" и "Как часто Вы слушаете передачи следующих радиостанций?", а также "Пользуетесь ли Вы Интернетом?". На первые два вопроса предусматривались ответы: "практически ежедневно", "от случая к случаю" и "практически не смотрю (не слушаю)". На третий: "да, ежедневно", "да, несколько раз в неделю", "да, несколько раз в месяц", "да, несколько раз в год", "нет" и "не знаю, что это такое". Респондентов, выбравших любой положительный ответ на первые два вопроса, например, о белорусских телеканалах (нужно было отдельно ответить по БТ, ОНТ и местным телеканалам), оказалось 87.4%, а по Интернету – 27.3%. В целом медиа аудитории в Беларуси выглядят сегодня так (табл. 1):

Таблица 1. Белорусские медиа аудитории

Медиа аудитория

Аббревиатура

%

Белорусские телеканалы (БТ, ОНТ, местное ТВ)

БТ

87.4

Российские телеканалы (ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-6)

РТ

86.5

Кабельное и спутниковое телевидение

КСТ

52.1

FM радиостанции

FM

53.7

Белорусское государственное радио (национальное, местное)

БР

48.1

Российские радиостанции

РР

20.0

Западные радиостанции (Белорусская, Русская службы Радио "Свобода", другие западные радиостанции)

ЗР

19.9

Интернет

И

27.3

Если сравнивать нынешние медиа аудитории с теми, какими они были десять лет назад, самые заметные и важные различия, несомненно, наблюдаются по FM радиостанциям (сегодня их в Беларуси уже больше двух десятков), кабельным и спутниковым телеканалам, а также Интернету – за эти годы аудитории этих медиа увеличились как минимум вдвое. В то же время, самым важным и доступным масс медиа для абсолютного большинства населения остается телевидение. Как видно из приведенной выше таблицы, все электронные масс медиа, действующие в Беларуси, по шкале охвата аудитории можно сгруппировать в три кластера (группы):

Шкала охвата аудитории: БТ/РТ (≈87%) → FM/КСТ/БР (≈ 51%) → И/РР/ЗР (≈22%)

Понятно, что все медиа аудитории в той или иной степени пересекаются. Белорусов, которые, например, пользовались бы Интернетом, но не смотрели те или иные телеканалы и не слушали те или иные радиостанции – практически нет. Однако эти пересечения неравномерны, в них есть своя специфика:

  • Все без исключения медиа аудитории (от Интернета до FM и КСТ) смотрят БТ и РТ (от 84% до 95%). Это говорит о том, что, какими бы демократическими, национальными или европейскими не были установки белорусов, абсолютное большинство из них постоянно находятся в "зоне БТ-РТ". Вне этой "зоны" живет лишь незначительное меньшинство.

  • Свыше половины всех медиа аудиторий смотрят КСТ (от 53% до 70%).

  • Аудитория КСТ больше всего смотрит РТ и БТ (96% и 91%), затем – слушает FM радио (62%), затем – БР (49%), затем – пользуется И (37%), затем – слушает РР и ЗР (25%).

  • Интернет-аудитория больше всего смотрит РТ и БТ (90% и 83%), затем – слушает FM и смотрит КСТ (73% и 70%), затем – слушает БР, РР и ЗР (41%, 30% и 28%).

  • Аудитория ЗР больше всего смотрит РТ и БТ (94% и 92%), затем – слушает FM, БР (77% и 73%), затем – смотрит КСТ и слушает РР (66% и 54%), затем – пользуется И (39%).

О чем говорит эта специфика? Прежде всего, о том, что большая часть белорусов испытывает одновременно влияние самых разных, порой противоположных (эстетических, политических и пр.) дискурсов. Например, тематика и стилистика таких телеканалов, как "Animal Planet", "Discovery", "Explorer", "National Geographic" или "Euro News" и "RTVI", которые по кабельным и спутниковым сетям сегодня смотрят сотни тысяч и даже миллионы белорусов, не говоря уже о бескрайних во всех смыслах ресурсах Интернета – не просто радикально отличается от того, что они смотрят по БТ и ОНТ, но нередко "нейтрализует" их дискурс. А это значит, что картина мира для большинства белорусов неизбежно меняется, становится более сложной и противоречивой. Поставить этот процесс под полный контроль, к чему стремятся белорусские власти, невозможно ни сегодня, на завтра, никогда. С другой стороны, надежды лидеров оппозиции и некоторых экспертов на то, что новые, независимые от белорусских властей масс медиа "раскроют глаза" миллионам соотечественников, которым надоела "пропагандистская жвачка государственных СМИ", и "свобода их встретит радостно у входа" – также далеки от реальной действительности. Альтернативная информация и анализ, конечно, очень важны, но сами по себе они не могут нейтрализовать влияние государственных СМИ. Например, как видно из приведенных выше данных, почти 92% слушателей западных радиостанций продолжают смотреть передачи БТ, почти 73% – слушать передачи БР. Есть нечто более важное, чем информация. Это, как сказал бы философ – сама жизнь, "данная нам в ощущениях". С точки зрения социолога – это сами люди и система социальных отношений, в которые они включены.

Кто же они – зрители и слушатели белорусских и зарубежных медиа каналов, пользователи Интернета? Отличаются ли они друг от друга? Если да, то чем?

Начнем с базовых, социально-демографических характеристик. Сравнительный анализ медиа аудиторий позволил обрисовать их социально-демографический портрет:

  • По полу существенные различия наблюдаются по аудитории ЗР, РР, И (среди них мужчин заметно больше, чем женщин), а среди аудитории БР, наоборот, больше женщин. Например, среди слушателей западного радио мужчин 53.2%, а женщин 46.8%, тогда как среди слушателей белорусского государственного радио – мужчин 41%, а женщин 59%.

  • По возрасту – среди аудитории FM и И больше молодежи, а среди аудитории БР и БТ, наоборот, больше старших групп. Например, среди пользователей Интернета молодых до 30 лет 40.4%, а старше 50 лет 8.2%, тогда как среди слушателей белорусского государственного радио первая группа составляет 17%, а вторая - 48.9%.

  • По образованию – среди аудитории ЗР, РР, И больше образованных, а среди аудитории БР, наоборот, менее образованных групп. Например, среди слушателей БР с начальным и неполным средним образованием 32.8%, а со средним специальным и высшим 35.4%, тогда как среди пользователей Интернета первая группа составляет 6.3%, а вторая – 59.1%.

  • По социальному статусу – среди аудитории FM, ЗР, КСТ и И больше занятых в негосударственном секторе и учащихся, а среди аудитории БР – пенсионеров. Например, среди слушателей FM занятых в негосударственном секторе 23.4%, учащихся 9.5%, а пенсионеров 14.8%, тогда как среди слушателей БР первая группа составляет 14.8%, вторая – 4.8%, третья – 36.8%.

  • По месту жительства – среди аудитории FM и И больше жителей столицы, а среди аудитории ЗР, БР и РР – малых городов и сел. Например, среди слушателей FM жителей столицы 19.8%, а малых городов и сел 45.4%, тогда как среди слушателей российского радио первая группа составляет 10.9%, а вторая – 55.4%.

  • По региону – среди аудитории ЗР заметно больше жителей Брестской, ЗР и БР – Гродненской, ЗР и РР – Витебской, РР – Могилевской, БР – Гомельской области. Например, среди слушателей западного радио жителей Брестской области 20.9%, а Гомельской – 13.6%, тогда как среди слушателей белорусского государственного радио первая группа составляет 15.9%, а вторая – 18.9%.

  • По доходам существенной разницы между медиа аудиториями не наблюдается (несколько выше среднего только по аудиториям КСТ и И).

  • По языку повседневного общения – среди аудитории FM и И заметно больше русскоговорящих, а среди аудитории ЗР и БР – беларускамоуных. Например, среди слушателей FM в повседневном общении пользуются русским языком 65.2%, а белорусским, русским и белорусским, смешанным ("трасянка") – 34.4%, тогда как среди слушателей БР первая группа составляет 45.6%, а вторая – 54%.

Как видно из сравнения этих социально-демографических портретов, различия между медиа аудиториями весьма существенны. Но не настолько, чтобы ими можно было объяснять приверженность респондентов тем или иным СМИ. Если почти 30% зрителей "чэснага" БТ оказываются моложе 30 лет, 16.3% живут в столице, а почти треть слушателей "нячэсных" западных радиостанций старше 50 лет, свыше половины живут в малых городах и селах, если почти две трети слушателей в основном частных FM станций предпочитают общаться на русском, а свыше половины слушателей государственного радио в той или иной мере говорят на роднай мове – значит эти СМИ находят свою аудиторию среди одних и тех же групп белорусского общества.

Как известно, социально-демографические характеристики людей описывают, прежде всего, их "внешний облик" – такими мы видим их при встрече. Их "внутренний облик" описывают ценностные характеристики (values) или установки (attitudes). Посмотрим, насколько различаются белорусские медиа аудитории по своим внутренним характеристикам (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительный "портрет" аудиторий медиа по общественно-политическим установкам, % *

Общественно-политические установки аудитории

И

FM

РТ

БР

На Ваш взгляд, в целом положение вещей в нашей стране развивается в правильном или в неправильном направлении?

В правильном направлении

40.8

52.7

59.5

69.4

В неправильном направлении

49.9

37.8

31.4

21.1

Одобряете ли Вы деятельность А. Лукашенко на посту президента Беларуси?

Безусловно да/скорее да

43.4

56.7

63.2

74.0

Скорее нет/безусловно нет

51.1

39.1

32.7

22.3

За кого Вы проголосовали на президентских выборах 19 марта 2006 г.?

За С. Гайдукевича

2.0

2.9

3.0

2.3

За А. Козулина

9.0

5.7

4.8

2.5

За А. Лукашенко

34.7

48.7

55.0

66.0

За А. Милинкевича

35.4

23.7

20.4

16.6

Согласны ли Вы с тем, что сильный лидер может сегодня дать стране больше, чем хорошие законы?

Согласен

46.1

50.8

56.1

59.6

Не согласен

48.0

39.5

35.6

32.3

Как Вы относитесь к решению суда, приговорившего бывшего кандидата в президенты А. Козулина к пяти с половиной годам лишения свободы?

Приговор вынесен заслуженно

17.5

22.0

24.4

25.7

Приговор вынесен незаслуженно

43.4

30.3

26.6

19.1

Мне это безразлично

22.4

24.1

23.6

21.1

Если бы сегодня проходил референдум об объединении Беларуси России, как бы Вы проголосовали?

За объединение

34.1

41.4

45.4

51.2

Против объединения

44.2

36.8

34.3

30.1

Если бы завтра состоялся референдум о вступлении Беларуси в Европейский Союз, как бы Вы проголосовали?

За

51.4

41.2

36.9

29.0

Против

28.2

39.3

41.7

48.2

Хотели ли бы Вы, чтобы Беларусь вступила в НАТО?

Да

28.8

16.4

14.3

12.5

Нет

54.0

69.1

72.4

75.0

Как, на Ваш взгляд, живут люди в соседней Литве?

Лучше, чем в Беларуси

47.8

35.5

32.4

28.7

Так же, как в Беларуси

18.6

24.0

24.0

26.2

Хуже, чем в Беларуси

16.3

20.2

23.1

24.9

* Затруднившиеся и не ответившие для простоты восприятия опущены

Как видно, различия между медиа аудиториями по их внутренним характеристикам также весьма существенны. На условной шкале прогрессивности (в основу которой положим продемократические и проевропейские установки) их можно сгруппировать в четыре кластера (группы):

Шкала прогрессивности: И (max) → ЗР/FM/КСТ → РР/РТ → БТ/БР (min)

Самым прогрессивной оказывается аудитория Интернета, а самой консервативной – белорусского государственного радио. На этом основании можно, с определенными оговорками, утверждать, что именно Интернет является сегодня важнейшим каналом прогрессивного влияния на белорусов, а государственное радио – консервативного. Но, как можно заметить, шкала прогрессивности почти зеркальна шкале охвата. Это значит, что в целом СМИ, контролируемые властями, оказывают на белорусов большее влияние, чем независимые каналы (этот вывод станет еще более очевидным, если к электронным СМИ прибавить печатные: среди них соотношение контролируемых и неконтролируемых источников составляет как минимум 10 vs. 1). Хотя масштабы этого влияния объясняются не столько привлекательностью дискурса государственных СМИ, сколько их массовостью. Впрочем те, кто склонен объяснять этим влиянием нынешнее "состояние умов" большинства белорусов, также ошибаются.

Одна из упомянутых оговорок заключается в том, что внешние и внутренние характеристики личности на самом деле взаимосвязаны (хотя и не линейно). Поэтому, например, среди молодежной аудитории или занятых в негосударственном секторе по определению будет больше сторонников демократии и европейского пути развития, чем среди пенсионеров или получающих зарплату от государства. Но, как мы убедились, "больше" не значит "только".

Другая оговорка состоит в том, что, как уже отмечалось в одной из наших предыдущих аналитик, установки аудитории нельзя считать прямым результатом влияния масс медиа. Многие люди обращаются к тем или иным СМИ именно потому, что идеи и ценности, которые они находят в их сообщениях, соответствуют их собственным идеям и ценностям (поэтому проблема влияния в теории коммуникации чем-то напоминает известный вопрос: "что первично – яйцо или курица?"). А это значит, что для многих белорусов картина мира, предлагаемая официальными СМИ, оказывается такой же близкой, как и картина мира, предлагаемая независимыми СМИ, для других белорусов. Иначе говоря, миллионы людей относятся к жизни так, как они относятся, не потому, что попадают под влияние (прогрессивное или консервативное) тех или иных СМИ, а наоборот – выбирают те СМИ, картина мира которых соответствует их собственной. Но даже при такой оговорке очевидно, что идеи и ценности (картины мира) этих аудиторий поддерживаются, консолидируются и выражаются СМИ через информацию и коммуникацию, а в случае с Интернетом – еще и через уникальную возможность самореализации и формирования собственных сообществ, основывающихся на общих идеях и ценностях.

Общий вывод состоит в том, что белорусы, как и другие народы на постсоветском пространстве, все больше погружаются в мощные информационные потоки, идущие как изнутри, так и извне страны. Эти потоки неизбежно меняют их картину мира, приближая к тому, как ее видят другие народы. Конечно, стремление белорусских властей поставить эти потоки под свой контроль ограничивает, тормозит данный процесс, но он все равно идет. Перефразируя А. Лукашенко, который в прошлом году с тревогой заговорил о том, что "наша страна находится в дезинформационном кольце", можно сказать, что Беларусь действительно находится в глобальном информационном потоке, остановить который в современном мире, тем более, в центре Европы, сегодня не под силу никому.


Internet: www.iiseps.org
E-mail: iiseps@iiseps.org

назад    вверх