» Главная страница » Центр документации » Результаты исследований » Семинары и конференции » Бюллетени НИСЭПИ » Свежая аналитика » Архив аналитики » Свежие данные » Архив данных » Статистика » О НИСЭПИ |
|
Свежая аналитика |
ОЧЕРЕДНАЯ УГРОЗА КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ "Государство для народа, справедливость, защита простого человека, – заявил А. Лукашенко на пятом Всебелорусском народном собрании, – это то, на чем стояла и стоять будет белорусская государственность". Главная характеристика белорусского общества (народа, в терминологии А. Лукашенко), как свидетельствуют многолетние опросы НИСЭПИ, – это раскол. Поэтому нет ничего удивительного в том, что белорусское государство далеко не все белорусы воспринимают как свое. Однозначно своим его считают только около 30% белорусов. В 2014-2015 гг. в условиях патриотической эйфории, спровоцированного российской телепропагандой, доля позитивных ответов на вопрос табл. 1 превысила "базовый" уровень на 7-10 пунктов. Но с исчерпанием мобилизационного эффекта в 2016 г. все вернулось на круги своя. Таблица 1. Динамика ответов на вопрос: "С каким из следующих утверждений о белорусском государстве, построенном при президенте А. Лукашенко, Вы бы согласились?", %
Естественно, восприятие государства максимально политизировано. В июне 2016 г. своим его считало 61.6% сторонников А. Лукашенко (в июне 2015 г. – 66.9%) и только 5.6% его противников (13.2%). Белорусское государство является своим, в первую очередь, для людей с начальным образованием (69.8%) и для людей 60-и лет и старше (54%). Это для них 22-23 июня в Минске прошло пятое Всебелорусское народное собрание под девизом "Сила в движении!", на котором была принята "программа развития, а не застоя; программа будущего, а не прошлого; программа действий, а не ожиданий". "Государство – это я". Взгляд на государство, сформулированный еще Людовиком XIV, не потерял своей актуальности и в современной Беларуси. В июне 2015 г. 41.2% признали белорусское государство своим, и примерно столько же согласились с тем, что концентрация власти в руках А. Лукашенко идет на благо стране (табл. 2). Снижение на 11.7 пункта ответов в первом случае привело к симметричному снижению ответов во втором. Таблица 2. Динамика ответов на вопрос: "Как Вы считаете, то, что в руках А. Лукашенко сосредоточена сейчас практически вся власть в стране, идет на благо Беларуси или не дает стране ничего хорошего?", %
Главная характеристика "государства для народа" – это его способность помогать людям, когда они в беде. Двадцать лет назад так думало 82% белорусов (табл. 3). Это благодаря их поддержке на первых и последних демократических президентских выборах в 1994 г. победил А. Лукашенко, это благодаря их молчаливому согласию в 1996 г. на референдуме была принята Конституция, фактически отменившая принцип разделения властей. Таблица 3. Динамика ответов на вопрос: "С каким из нижеприведенных суждений Вы более согласны?", %
С трибуны пятого Всебелорусского народного собрания А. Лукашенко обратился со словами благодарности к участникам первого "вече": "Здесь есть "старожилы", которые присутствовали на первом Всебелорусском народном собрании и которые помнят те времена и те причины, которые побудили меня собрать этот Всебелорусский народный сход. <…> И если бы тогда не вы, ваши коллеги, которые собрались тогда, <…> если бы вы тогда не сказали твердое "нет" развалу, еще раз подчеркиваю – нас бы здесь не было". За 20 лет патерналистские возможности "государства для народа" заметно сократились, но и сегодня большинство белорусов продолжают рассматривать правительство в качестве собеса. Тем не менее, и вопреки своему желанию почти каждый третий белорус вынужден сегодня "идти от жизни", от той суровой жизни, в которой проблемы личного благополучия приходится решать самостоятельно. Осознают ли сторонники слогана "Государство для народа", что тем самым они проводят параллель между современным белорусским государством и обособленным от общества буржуазным государством Маркса? С точки зрения основателя марксизма, государство – орган, стоящий над обществом. Его физическое воплощение – это чиновники, склонные выдавать свои групповые интересы за общенародные. Данные табл. 4 позволяют нам оценить изменения представлений белорусов о "государевых людях" за последние 20 лет. Изменения следует признать положительными. И в этом заключается одна из причин политического долголетия "последнего диктатора Европы". Напомним, 1996 г., по определению А. Лукашенко, – это год развала. И с таким определением следует согласиться. Современная ситуация в Беларуси, несмотря на разворачивающийся кризис, еще далека от ситуации двадцатилетней давности, чем и обусловлена разница в оценках. Таблица 4. Динамика ответов на вопрос: "Как, на Ваш взгляд, сейчас получают начальственные места (не только на производстве, но и в государственных структурах, науке, бизнесе)? (возможно более одного ответа)
Распад СССР и советской системы породили в начале 90-х массовый культурный шок и потерю устойчивой коллективной идентичности. В качестве спасательного круга на территории бывших советских республик в массовом порядке была опробована этническая идентичность. Однако ее мобилизационный эффект в стране, охарактеризованной классиком белорусской литературы А. Адамовичем "Вандеей перестройки", оказался незначительным. Президентские выборы 1994 г. в Беларуси можно рассматривать как попытку "большинства", основу которого составлял так называемый "человек советский", вернуть себе привычную среду обитания, среду, в которой только и возможно воспроизводство советской коллективной идентичности. Разумеется, дважды войти в одну и ту же реку белорусам не удалось. Коммунистическая идеология умерла, что позволило усилить роль государства в качестве источника коллективной идентичности. Однако в условиях расколотого общества добиться общенационального консенсуса, основанного на вере в патерналистские возможности государства, не получилось. "Крымнаш" и последовавшие за ним боевые действия на востоке Украины повысили долю белорусов, считающих государство своим. Но мобилизационный эффект от патриотического возбуждения к началу 2016 г. полностью себя исчерпал. Поэтому государство, вынужденное сегодня практически в ежедневном режиме сокращать свои социальные обязательства, не может восприниматься в качестве своего теми, кто не в состоянии выжить в современных полурыночных условиях. А это означает, что коллективная идентичность "большинства" вновь оказалась под угрозой. |
|
|