» Главная страница
» Центр документации
» Результаты исследований
» Семинары и конференции
» Бюллетени НИСЭПИ
» Свежая аналитика
» Архив аналитики
» Свежие данные
» Архив данных
» Статистика
» О НИСЭПИ
НИСЭПИ
Новости НИСЭПИ
"Новости НИСЭПИ"
Статистика
Статистика
Публикации
Публикации'"
   

ЗАЯВЛЕНИЕ ДЛЯ ПРЕССЫ
Профессора Олега Манаева

Сегодня в 15.00, когда я подходил к посольству Республики Польша в Республике Беларусь для участия в ежеквартальном брифинге независимых экспертов для представителей дипломатического корпуса (на которых обычно присутствует не менее 25 дипломатов из самых разных посольств – от Японии и России до Евросоюза и США), меня остановил сержант Минского ОМОН и сказал, что должен меня задержать для выяснения личности. Проверив мой паспорт, он стал проверять, нет ли у меня оружия, наркотиков и других запрещенных вещей. Затем позвонил по телефону, доложил о задержании и велел мне ждать на месте. Через несколько минут появились еще двое сотрудников правоохранительных органов, один из которых представился следователем уголовного розыска Центрального района Минска. На мой вопрос о причине задержания ответ был один: "Проедем в отделение, там вам все объяснят". Вокруг стали останавливаться прохожие, среди которых оказались и знакомые журналисты. Я успел позвонить в посольство, а также своим коллегам и сообщить о задержании. Затем у меня забрали паспорт и доставили в ближайший опорный пункт милиции на станции метро "Площадь победы". Долго звонили, потом под охраной сотрудников, вооруженных автоматами, посадили в патрульную машину, где я успел сделать последний звонок корреспонденту Рейтер, после этого попытались отнять телефон, мне пришлось его отключить. В машине выяснилось, что меня везут в Партизанский РУВД Минска.

В Партизанском РУВД меня доставили в кабинет начальника милиции общественной безопасности и специальной милиции подполковника Гладуна. Он также проверил мой паспорт и личные вещи (портфель с материалами для брифинга). На вопрос о причине задержания - ведь я живу во Фрунзенском районе, и никак не связан ни с Центральным, ни с Партизанским районам - он ответил, что по закону о милиции имеет право задержать меня до трех часов без объяснения причин. Я сказал, что тем самым милиция срывает важное мероприятие, но это не возымело никакого действия. Затем меня завели в другой кабинет, где я находился еще два часа под надзором майора. Через час пришел другой сотрудник, представившийся следователем этого же управления, и сказал, что я должен пройти дактилоскопию, которая "обязательна для всех военнообязанных граждан РБ". Я ответил, что отслужил в Советской Армии в 1974-1976 гг., уволился в звании старшего лейтенанта, и с тех пор никакого отношения к армии не имею, а менее чем через 4 месяца вообще становлюсь пенсионеров в связи с достижением 60-летнего возраста. В Законе о воинской обязанности РБ, который мне предъявили, не указано точно, что "предельный возраст гражданина" совпадает с пенсионным. В итоге дактилоскопию проводить не стали, решили сделать запрос в военкомат по месту жительства. Ровно за 5 минут до истечения трехчасового срока мне сказали, что меня "задержали для проверки документов" и отпустили. Однако один из участвовавших в этой "операции" сотрудников (в общей сложности в ней было задействовано почти десяток человек из трех разных подразделений МВД) на вопрос, почему задержали именно меня, ответил, что "приказ был именно на вас".

Все эти действия говорят об одном - на самом деле меня задержали для того, чтобы сорвать запланированный брифинг. Почему именно сейчас? Ведь Независимый институт социально-экономических и политический исследований (который я возглавлял до его закрытия Верховным Судом РБ в апреле 2005 г., а потом группа независимых экспертов) поводит такие брифинги каждый квартал уже 15-ый год? Несомненно, дело в том, что в этом году белорусский авторитаризм столкнулся с самым серьезным вызовом за всю свою историю. После майской девальвации белорусского рубля в стране разразился сильнейший социально-экономический кризис, инфляция достигла 60 процентов, поставив мировой текущий рекорд, а доходы населения упали более чем вдвое. По результатам опроса общественного мнения, проведенного независимыми социологами в сентябре, почти 88 процентов респондентов считают, что белорусская экономика находится в кризисе, причем свыше 61 процента считают виновником кризиса самого президента (правительство - 44 процента). Рейтинг А. Лукашенко всего за девять месяцев обвалился с 53 до 20 процентов, достигнув исторического минимума за все семнадцать лет его правления. Угроза социального взрыва становится все более реальной. В "наступающих сумерках" власти начинают "бояться собственной тени". В июне 2010 г. они пытались уволить меня из Белорусского государственного университета, в котором я проработал свыше 40 лет, заблокировать информацию и аналитику, которую я и мои коллеги адресуем белорусскому обществу. Сегодня они пытаются заблокировать нашу деятельность по информированию зарубежных правительств и международной общественности о том, как на самом деле живут белорусы, о чем думают, чем недовольны, чего хотят. Пытаются "восстановить прерванный диалог", получить кредиты и инвестиции, по существу ничего в стране не меняя.

Заявляю, что как и прежде, буду следовать своему профессиональному и гражданскому долгу, и сегодняшний инцидент на это не повлияет.

Минск, 6 октября 2011 г.


Internet: www.iiseps.org
E-mail: iiseps@iiseps.org

назад    вверх